Телесно-ориентированная терапия для всех
ИСКУССТВО НЕ СТАРЕТЬ
КАК ВЕРНУТЬ ГИБКОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
занятия по методу М.Фельденкрайза
- Предназначена для восстановления естественной грации и свободы движений, которая изначально заложена в человеке.
- Направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мышцами, которые напряжены или испорчены дурными привычками или негативными влияниями.
- Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью, благодаря возрастающему пониманию того, как работает тело.
- Дает возможность научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями.
Рассчитана для тех, у кого:
- хронические боли в теле (возникшие в результате малоподвижного образа жизни, стрессов, травм и т.д.);
- скованные мышцы, ограниченные движения, нарушение осанки;
- потеря чувствительности в определенных группах мышц;
- кто хочет лучше управлять своим телом, быть гибким и грациозным.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА
Общий курс занятий составляет 16 занятий (два занятия в неделю продолжительностью по 2 часа).
Занятия включают в себя комплекс физических и психологических упражнений. Выполняя их, вы сможете не только избавиться от целого ряда болезней, но и наслаждаться прекрасным самочувствием и гибкостью тела.
Тренер: Клименко И.С., психолог, член Ассоциации Телесноориентированных психотерапевтов, ведущий специалист "Союза психологов и психотерапевтов" г.Владивостока.
Занятия и запись проводятся по адресу:
г. Владивосток, ул. Пограничная 12а ОО "Союз психологов и психотерапевтов г. Владивостока".
Дополнительная информация: по тел. 66-41-08; 55-44-97.
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Одна из самых древних и самых знаменитых загадок - это загадка Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: " Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и опирается на палку в старости."
Это - правильный ответ на загадку Сфинкса. Но здесь нет ответа на вторую загадку, которая скрыта в первой, - почему люди, научившись ходить прямо, могут потерять эту способность и часто в конце жизни вынуждены ходит опираясь на палку? Можно предположить, что постареть - это значит потерять способность ходить нормально.
Наука постепенно приближается к лучшему пониманию процессов, лежащих в основе ухудшения нашего состояния. Ганс Селье открыл, что заболевания, вызывающие нарушения физиологических механизмов, могут возникнуть под влиянием психологических факторов, таких, например, как стресс. Это - Соматическая теория, согласно которой все, что мы испытываем на протяжении нашей жизни, накладывает отпечаток на наше тело.
Наши сенсорно - моторные ( чувствительно - двигательные ) системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы с помощью специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы вызывают привычное сокращение мышц. Мы не можем расслабить эти мышцы по собственному желанию. Эти мышечные сокращения являются невольными и бессознательными. В конце концов мы просто не помним, как можно двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничения движений.
Эта потеря памяти, получила названия "сенсорно-моторная амнезия", или потеря чувствительной и двигательной памяти. Так как эти изменения происходят глубоко в центральной нервной системе, мы даже и не подозреваем о них, хотя они нарушают основу нашего существования. Сенсорно-моторная амнезия уменьшает наше представление о том, кто мы такие, что мы чувствуем и что мы делаем. Именно такая потеря памяти на движения и чувства приводит к тому, что мы испытываем ложное ощущение того, что мы "постарели".
Однако сенсорно-моторная амнезия не имеет никакого отношения к старению. Она может возникнуть в любом возрасте, но чаще проявляется старше 30 или 40 лет, это реакция адаптации нервной системы. Так как сенсорно-моторная амнезия - это приобретенный, своего рода "заученный" реактивный процесс, то от нее можно избавиться, то есть "отучиться". Ее можно предотвратить используя два уникальных свойства сенсорно-моторной системы человека: способность разучиться тому, чему раньше выучился, и способность вспомнить то, что было забыто.
Сенсорно-моторная амнезия не может быть излечена ни с помощью хирургии, ни с помощью каких-либо других традиционных медицинских методов. Ее невозможно также распознать с помощью обычных медицинских исследований. Это - особый вид патологических состояний, требующий не лечения, а специального обучения.
Предлагаемая гимнастика создана на основе соматической теории. "Сома" - греческое слово обозначающее "живое" или "живущее" тело.
Человека можно рассматривать двояко: изнутри или снаружи. Когда один человек смотрит на другого, он видит перед собой "тело" определенной формы и размеров. Однако если человек рассматривает себя изнутри, он ощущает, осознает свои чувства, движения и намерения, недоступные чужому взгляду. Взгляд снаружи - это взгляд постороннего. Посторонний рассматривает человека как нечто неодушевленное, как некое "оно". Но когда человек рассматривает себя "изнутри", он отчетливо ощущает свое "я". Уникальность человека состоит в том, что он является одновременно и субъектом, и объектом. Для себя вы - "сома". Для других вы - "тело". Любое восприятие человеческого тела, которое не включает в себя обе части - обманчиво.
Причина того, что медицина до сих пор не могла разобраться в "мифе о старении", состоит в следующем. "Научная" медицина не смогла полностью признать тот факт, что человек - это ощущающее себя, осознающее себя и обладающее способностью к передвижению по собственной воле существо. Это существо также несет ответственность перед самим собой. Соматическая теория не только признает, что люди - это "тела", и что они подвергаются действию органических и физических сил, но также признает, что люди - это "соматические существа", способные изменять себя.
Задача гимнастики научиться управлять своими мышцами, т.е. уметь полностью сокращать их и расслаблять.
Многие люди сокращают мышцы спины, плеч и бедер для того, чтобы осуществлять различные движения. Но после окончания движения они не в состоянии полностью расслабить мышцы и добиться их возвращения к первоначальной, естественной длине. Вместо того, чтобы степень сокращения и потребления энергии уменьшились до нуля, мышцы у таких людей остаются сокращенными на 10-20%, а иногда и на 40% . Как бы такие люди ни старались, им не удается добиться полного расслабления мышц. Их мышцы продолжают работать и потреблять энергию.
Все мышцы обладают тонусом, то есть естественной способностью растягиваться и сокращаться в ответ на стимулы. В фазе отдыха тонус равен нулю. Если человек в полной мере управляет мышцами, то может достичь нулевого мышечного тонуса - полного расслабления. Но если потеряна способность управлять мышцами, то тонус может возрасти до 10-20% и даже до 40%. Это и есть хроническое напряжение мышц. Люди с хроническим напряжением мышц часто испытывают ощущение мышечной "слабости", так как они не могут свободно передвигаться. Мышцы с высоким тонусом из-за постоянного накопления молочной кислоты становятся болезненными.
Скованность мышц, ограничение движений, нарушение осанки и хроническая боль в мышцах неправильно рассматривают как результат "старости". Эти явления возникают в результате "накопления" физиологических реакций на стрессы и травмирующие ситуации. Но реакцию мышц на стресс можно преодолеть. Мысли часто уносят нас в прошлое или будущее, и при этом они нередко бывают связаны с тревогой, виной, страхом и печалью - эмоциями, которые препятствуют ощущать радость жизни. Остановить течение негативных мыслей трудно, но можно отвлечься от них. Один из методов - сосредоточение на телесных ощущениях. Каждый раз, когда мы концентрируем внимание на телесных ощущениях, мы возвращаемся в состояние "здесь и сейчас", а не блуждаем мысленно в прошлом или будущем. Можно почувствовать себя молодым в любом возрасте. На практике это значит иметь низкий мышечный тонус при сокращении, ощущать комфорт и уметь управлять своими мышцами. Это - основная цель наших специальных упражнений.
|